Почему детям трудно учиться?

Дети с трудностями учения - это дети, которые зачастую успевают по одним предметам (чаще устным), а по другим нет (чаще письмо, чтение, арифметика). Некоторым детям сложно даются все предметы. Некоторые дети справляются со всеми предметами, но это происходит у них естественным путем, а ценой невероятных усилий, вследствие чего страдает физическое и психическое здоровье ребенка.
Причина - частичная не зрелость тех или иных отделов мозга ребенка.
Какие бывают трудности обучения?
1. Трудно поддерживать оптимальный уровень активности.
а) Таким детям сложно сразу включиться в учебный процесс, а включившись, они быстро устают. Им трудно долго находиться за партой, в результате чего вторая половина урока уже не приносит им пользы, дети "отключаются", часто ложатся на парту. Письменные задания остаются незавершенными, ошибок становится больше и они более грубые.
б) Второй вариант трудностей поддержания оптимального уровня бодрствования - гиперактивность. Чаще всего у этих детей наблюдается и трудность удержания произвольного внимания (т.е. синдром гиперактивности дополнен дефицитом внимания = СДВГ). Этим детям трудно поддерживать дисциплину и в школе и дома. Проблемы с обучением могут быть, но может и не быть. Среди таких детей часто встречаются талантливые дети.
2. Отставание функций программирования и контроля деятельности.
Дети часто непоседливы, вскакивают с места и тянут руку, отвечают не дослушав вопрос, могут перебивать, потребность постоянно двигаться (часто имеют диагноз СДВГ). Бывает и иной тип проявлений - замедленные дети, вялые и недостаточно активные (чаще СДВ - без гиперактивности). И тем и другим детям сложно планировать и выполнять деятельность поэтапно. Эти дети хаотичны, не сразу включаются в задание, они легко отвлекаются на посторонние звуки, зрительные стимулы и другие сенсорные раздражители, дети часто "соскальзывают" на тот вариант выполнения действия, к которому они привыкли, который ими прочно усвоен, часто не доводят действие до конца, не сверяют результат с образцом, с замыслом. У таких детей часто сокращение объема рабочей памяти.
Трудности программирования и контроля будут влиять на выполнение всех школьных заданий, требующих произвольного (управляемого ребенком) внимания, но особенно будут заметны при решении мысленных задач, в том числе арифметических.
При выполнении письменных работ дети:
- пропускают или вставляют лишние элементы букв, сами буквы, слоги и слова;
- повторяют одни и те же предшествующие элементы букв, слогов и слов;
- наблюдаются "слипания" слов (написание двух слов слитно);
- ошибки определения границ предложений, выделения слов => отсутствие большой буквы в начале предложения, пропуск точек;
- орфографические ошибки (ребенок зная правило не может его использовать).
Сложности программирования и контроля у детей могут быть разной степени выраженности. Они часто встречаются вместе с трудностями поддержания рабочего, оптимального уровня активности (см. выше пункт 1). Чаще всего гиперактивные дети с нарушением внимания имеют и те и другие трудности (1 и 2).
Таким детям нужна постоянная организующая, эмоционально положительная помощь педагога, т.к. самоорганизация - их самое уязвимое место. Слабый контроль за своей деятельностью и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учебе и нарушениям поведения (дети могут становиться капризными, апатичными, не сговорчивыми, агрессивными, могут устраивать истерики и др.). Давление на ребенка в школе и дома еще более снижает учебную мотивацию и ведет к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения. Дети могут использовать ложную компенсацию - брать на себя роль шута, показушничать, а позже это приводит к асоциальной позиции.
3. Отставание в развитии функции переработки информации (слуховой, зрительной, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительно-пространственной).
Если есть задержка в развитии функции переработки кинестетической и слуховой информации возникают трудности письма и чтения, фонематическая или акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. При чтении дети путают близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Чтобы компенсировать трудности чтения ребенок начинает "угадывать" слова. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются и замены близких графем.
Трудности в переработке зрительно-пространственной информации проявляются в том, что буквы и цифры пишутся раздельно, с разными расстояниями между ними. Из-за этого решить пример на вычитание или сложение многозначных цифр в столбик становится непосильной задачей, т.к. цифры из одного разряда не находятся друг под другом. В письме это проявляется трудностями ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки, соблюдении строки. Наклон и размер букв колеблется, внутри слова возможны раздельные написания букв. Детям трудно припоминать буквы, в письме их искажают, заменяют прописные буквы печатными, заменяют похожие буквы (К-Н). Также этим детям характерна зеркальность написания букв (З-Е, У-Ч, б-д, д-в), поворот букв и цифр в противоположную сторону. Возникают трудности запоминания словарных слов, даже часто встречающихся. Дети пропускают и заменяют гласные, в том числе ударные. Прослеживается нарушение порядка следования букв. Возникает тенденция к фонематическому письму (транскрипционному), например: ручьи-ручйи, строится-строедца и т.п. Встречается слитное написание двух слов. При обучении письму цифр и букв этим детям не всегда помогает метод опорных точек. Для таких детей малодоступно глобальное чтение методом целых слов.
Трудности переработки зрительной информации будут проявляться в том, что у детей задерживается формирование словаря, усвоение букв и овладение чтением, страдает формирование четких образов предметов. 
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! НЕ РУГАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ИХ ТРУДНОСТИ, ИМ И ТАК СЛОЖНО! ОНИ НЕ ЛЕНЯТСЯ, НЕ ДЕЛАЮТ НИЧЕГО СПЕЦИАЛЬНО! ИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНО, Т.К. ЕСТЬ СЛАБОСТИ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ. ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУТ!