Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий со школьниками

1. Положительная, эмоционально комфортная и располагающая атмосфера (конечно, это должно идти со стороны взрослого).
Такую атмосферу можно создать фразами: "Ты справишься, ты у меня молодец, а если будет сложно, я всегда рядом, я помогу!"
Не говорите ему: «Другие дети могут, а ты – неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно отмечайте его успехи. Покажите ему, что Вы «с ним вместе». Подчеркивайте его позицию школьника, взрослого.

2.  Не должно быть эмоционально нейтрального материала.
Материал, который вызывает эмоции детьми запоминается охотнее, быстрее и прочнее. Конечно, желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции.

3. Не старайтесь выполнить за ребенка его задание: ему нужно постепенно научиться работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому. Это очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо–холодно»). Если Вы видите, что Ваш малыш увлечен работой – отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.

4. Длительность занятий с ребенком в первом классе не должна превышать 15–20 минут. В общей сложности за день желательно, чтобы время выполнения домашних заданий занятий не превышало 60 минут.

5. При тренировке чтения желательно, чтобы ребенок читал по 15–20 минут, но каждый день. То же касается письма.

6. Не заставляйте ребенка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро устанет, и писать будет все хуже. Утомительный монотонный труд отваживает от учения.

7. В психологии известен так называемый "Эффект начала и конца". Успешнее всего запоминается информация, в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержится в середине параграфа, необходимо акцентировать внимание ребенка на ней, например дать установку: "Это необходимо запомнить!" Такое обращение выполняет регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.

8. Прочнее запоминаются незаконченные действия. Если вы сомневаетесь, попробуйте провести эксперимент: пусть ребенок сначала читает параграф (например, по географии), затем пусть перейдет на домашнее задание по иностранному языку, а затем пусть снова вернется к географии. Вы увидите, что запомнилось и сохранилось в памяти много. Перечитывание этого параграфа закрепит в памяти информацию.

9. Дисциплинам, которые требуют большой нагрузки на память, лучше уделять время в районе 11 часов утра, либо 16 часов дня. В это время функциональное состояние, необходимое для продуктивной деятельности наилучшее. Учить стихи, иностранные слова поздно вечером не стоит, а вот повторением заняться вполне можно.

10. При письме важно, чтобы ребенок проговаривал звуки слова. Пусть он бубнит» – это полезный навык на начальном этапе обучению письму и дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».

11. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному, ведь новый материал всегда базируется на известном.

12. При изучении новых слов по иностранному языку, их лучше не просто заучивать, но и обсуждать, обыгрывать, попробовать использовать их в словосочетании с уже известными словами.

Позвольте своему ребенку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно: некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребенку научиться играть. Стимулируйте своего ребенка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах, например, игру «в школу».

Для тренировки определенных способностей полезно упражняться с ребенком в неспецифической (т.е. не связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения создают базу для развития школьных навыков и могут применяться как до школы, так и во время обучения.

В этом случае важно, чтобы у ребенка сохранялся интерес к этим упражнениям. Старайтесь разнообразить их форму, придумывать игровые элементы. Если ребенок не хочет больше играть в «игру», не настаивайте. Предложите ему другую. Помните, что в любой игре ребенку важно ваше участие.

Педагогический опыт и исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами», или ролевые игры.

Это такие игры, как «Дочки–матери», «Магазин» и т.п. Некоторые дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям следует обратить внимание на игру своего ребенка. Если ребенок не умеет или не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает более выгодные» роли – скажем, в игре в дочки–матери девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с другими детьми, переиначивает по–своему вплоть до конфликта сюжет игры – это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным правилам. В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью, научить играть своего ребенка: поиграйте сами со своим ребенком.

Ролевые игры не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого. Как вы думаете, сможет ли ваш ребенок отгадать ваши три заветных желания?